Как правильно учить наизусть фортепианное произведение

Запоминание нотного текста для большинства пианистов – самая неприятная часть работы над произведением. С этой проблемой сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты. Перед педагогами стоит сложный вопрос: как помочь ученику быстро запомнить нотный материал? На эту непростую и нудную работу уходит масса времени, а результаты не всегда оправдывают ожидания – память подводит в ответственный момент выступления на сцене. 
Как же правильно учить музыкальное произведение? Давайте разберёмся.

Как правильно учить наизусть фортепианное произведение


Музыкальная память – это способность человека запоминать, сохранять и последовательно воспроизводить музыкальный материал.
Существует несколько видов музыкальной памяти:
1) моторная (или двигательная) – запоминание и воспроизведение определённых движений и всего, что с ними связано;
2) слуховая – запоминание звучания произведения в целом;
3) зрительная – запоминание нотной записи музыкального произведения;
4) логическая – запоминание нотного материала путём проведения логических линий, чёткого понимания структуры и смысловых группировок музыкального произведения;
5) эмоциональная – запоминание общего характера и настроения музыкального произведения, эмоциональные ассоциации.
Для пианистов самая распространённая память – моторная и слуховая, однако этого недостаточно для уверенного исполнения на сцене.

Моторная память – самая ненадёжная и неэффективная. Почему? При многоразовом проигрывании произведения пальцы механически непроизвольно запоминают направление и движение по клавиатуре. Со временем пианист с радостью осознаёт, что может играть без нот, совсем не задумываясь о том, что именно нужно нажать в тот или иной момент – пальцы сами идут в нужном направлении. Однако совершенно неожиданно для исполнителя двигательная память даёт сбой, на какой-то ноте произведения настаёт «ступор»: «А что же играть дальше?», «А где я остановился?», «А что было до этого места?». 

Чаще всего такой конфуз возникает в исполнении баховских произведений. Инвенции, фуги, прелюдии этого величайшего композитора исполняют пианисты разного возраста и музыкальных способностей. Непростые произведения Баха легко запоминаются наизусть именно при помощи моторной памяти, так как переполнены изобилием украшений, подменой и перекладыванием пальцев, но также очень легко «слетают» в самый ответственный момент – выступления на сцене во время эмоционального напряжения и волнения. Как же с этим бороться? 

Итак, позовём на подмогу логическую память. Как раз она в музыкальной практике является самой надёжной. Прежде всего, пианисту следует проследить логическую цепочку музыкального произведения, то есть принцип, по которому оно строится, то, на чём базируется и длится от начала до конца. Тут на помощь придёт форма данного произведения. С помощью неё можно определить гармоническую сетку, запомнив которую останется только подставить фактурные особенности изложения музыкального материала. Таким образом, у пианиста не возникнет больше проблем с проведением левой руки – с основой любого произведения. Останется дело за малым: под выученную гармонию и фактуру не составит труда подставить мелодию в правой руке. С этим поможет справиться слуховая память. Благодаря ней музыканты без труда запоминают любые мелодические проведения и с лёгкостью могут подобрать их на инструменте. Через небольшое количество проигрываний сложится общая картина данного произведения, после чего следует обратить внимание на детали: динамику, темп и агогику. 

Однако такой алгоритм запоминания наизусть не совсем подходит для выучивания произведений великого Баха – их следует воспринимать целостно с самого начала работы. Но во время выучивания наизусть важно находить опорные моменты, с которых можно будет безошибочно начать в случае «слёта».

Очевидно, профессиональному музыканту, чтобы уверенно чувствовать себя на сцене, следует идеально знать все тонкости исполняемого музыкального произведения. Только в этом случае можно чувствовать себя расслабленно и непринуждённо. Для достижения такого результата при запоминании текста следует использовать как можно больше видов музыкальной памяти. Это гарантированно обеспечит блестящее выступление на сцене. Но не стоит забывать о том, что музыка – это не математика и обилие формул, музыка – это искусство, в котором главные путеводители – сердце и душа.


Вход: